- Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"
Конституционный Суд уточнил особенности применения положений Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" при продаже имущества унитарного предприятия
Отмечено, в частности, что основным законом о приватизации является Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", однако подпункт 9 пункта 2 статьи 3 данного федерального закона исключает из сферы его действия отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Однако специальный федеральный закон, регулирующий такие отношения, не принят.
В отсутствие специального регулирования сложился основанный на конституционном принципе защиты конкуренции подход, в соответствии с которым согласие собственника имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на его отчуждение целевым образом без проведения торгов недопустимо, так как является нарушением статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Порядок продажи недвижимого имущества унитарных предприятий закрепляется в правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Но в случаях, когда такой порядок не утвержден, отчуждение имущества должно осуществляться с согласия собственника при условии проведения торгов в силу упомянутого конституционного принципа защиты конкуренции.
Обязательное проведение торгов выступает ограничением права унитарного предприятия на свободу осуществления предпринимательской деятельности, равно как и права публичного собственника по своему усмотрению определять юридическую судьбу имущества, и не вступает в противоречие с конституционным принципом соразмерности ограничения прав на основании закона, поскольку за счет предоставления всем заинтересованным лицам равного доступа к муниципальному имуществу поддерживается конкуренция, обеспечивается профилактика правонарушений коррупционной направленности, что способствует максимальной эффективности использования публичной собственности в интересах населения соответствующего публично-правового образования.
Отмечено, что согласие собственника на отчуждение недвижимого имущества унитарного предприятия не может быть произвольным. Собственник обязан учитывать значение такого имущества для предприятия и оценивать необходимость имущества в осуществлении предприятием уставных видов деятельности. Если продажа имущества приведет к невозможности осуществления предприятием уставной деятельности, переход такого имущества в частную собственность возможен только путем преобразования унитарного предприятия в хозяйственное общество.
Таким образом, подпункт 9 пункта 2 статьи 3, пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 1 и пункт 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не противоречат Конституции РФ, поскольку они:
допускают возможность продажи унитарным предприятием закрепленного за ним недвижимого имущества с согласия собственника такого имущества без использования процедур, предусмотренных указанным федеральным законом, при условии если это отчуждение не является способом обхода требований законодательства о приватизации или злоупотреблением правом на отчуждение унитарным предприятием в частную собственность закрепленного за ним имущества и проводится на торгах;
предполагают заключение договора купли-продажи и с единственным участником таких торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если положениями нормативного правового акта, регулирующего проведение этих торгов, или содержанием документации о торгах прямо не предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и (или) применяются иные формы реализации соответствующего имущества.
- Приказ Минобрнауки России от 24.03.2025 N 266 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2025 N 81928)
С 1 сентября 2025 года подлежит применению обновленный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
Порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица).
Утратит силу Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2031 года.
- Указание Банка России от 13.03.2025 N 7010-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 28 июня 2024 года N 6796-У" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2025 N 81874)
Скорректированы некоторые формы отчетности НПФ
Уточнения внесены, в частности, в формы: 0420250 "Общие сведения о негосударственном пенсионном фонде"; 0420252 "Общие сведения о деятельности негосударственного пенсионного фонда"; 0420251 "Отчет об аффилированных лицах негосударственного пенсионного фонда"; 0420254 "Отчет о деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений"; 0420265 "Сведения о показателях операционной надежности негосударственного пенсионного фонда и применяемых им информационных технологиях" и др.
Также необходимые изменения внесены в порядки их составления и представления в Банк России.
Указание вступает в силу с 1 января 2026 года.
- Указание Банка России от 09.01.2025 N 6983-У "Об особенностях выплаты дивидендов по акциям международной компании, права на которые учитываются на лицевых счетах иностранного номинального держателя, иностранной организации, являющейся регистратором в соответствии с ее личным законом, иностранного уполномоченного держателя и лицевых счетах депозитарных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2025 N 81852)
Установлены особенности выплаты дивидендов по акциям международной компании, права на которые учитываются на лицевых счетах иностранного номинального держателя, иностранной организации, являющейся регистратором в соответствии с ее личным законом, иностранного уполномоченного держателя и лицевых счетах депозитарных программ
Реализован Федеральный закон от 08.08.2024 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.04.2025 N 38 "О единых формах ветеринарных сертификатов"
Утверждены новые единые формы ветеринарных сертификатов, применяемых при перемещении товаров между государствами - членами ЕАЭС
Уполномоченные органы государств - членов ЕАЭС оформляют ветеринарные сертификаты при перемещении по таможенной территории Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена живых животных и биологических объектов - по форме N 1, пищевой продукции животного происхождения - по форме N 2, технического сырья и кормов (кормовых добавок) - по форме N 3.
Предусматривается, что бланки ветеринарных сертификатов, изготовленные в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 до вступления настоящего решения в силу, используются до их израсходования.
Признается утратившим силу в том числе абзац шестой пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, которым утверждены аналогичные формы.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 90 календарных дней с даты его официального опубликования.
- Справочная информация: "Квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и других категорий граждан в субъектах Российской Федерации"НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс
- Обзор: "Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за I квартал 2025 года"
- Обзор: "Налоги и отчетность в мае 2025 года: основные изменения"
- <Информация> ФНС России "ФНС разъяснила, как заполнить обновленную декларацию по налогу на прибыль"
Подать декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2025 года необходимо по обновленной форме с учетом приведенных рекомендаций по ее заполнению
Обновленная форма и порядок заполнения декларации утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/830@.
При заполнении декларации следует учитывать особенности, касающиеся отражения отдельных видов доходов и расходов, для которых предусмотрены дополнительные строки.
Так, в частности, разъяснены: порядок отражения расходов по процентам, начисленным или уплаченным по задолженности, признаваемой контролируемой; порядок заполнения расчета в новом разделе Д "Расчет федерального инвестиционного налогового вычета"; порядок отражения налога с отдельных видов доходов с учетом новой системы кодирования.
- Приказ ФНС России от 17.03.2025 N ЕД-7-20/207@ "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2025 N 81906)
Утверждена новая типовая дополнительная профессиональная программа в области оценки соответствия ККТ, фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных предъявляемым к ним требованиям
Целями обучения по данной программе являются совершенствование или получение новой компетенции, которые необходимы для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня лиц, на которых возложены или могут быть возложены функции по проведению оценки соответствия контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям.
Программа утверждена в целях реализации требований Федерального закона от 08.08.2024 N 274-ФЗ, которым введена обязанность по прохождению экспертизы для новых моделей фискальных накопителей.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.07.2021 N ЕД-7-20/696@.
- <Письмо> Минздрава России от 14.03.2025 N 25-3/2469 <По вопросам применения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц">
Даны разъяснения по некоторым вопросам применения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
В частности, рассмотрены условия применения преимущества в отношении товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также особенности определения цен в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (24.04.2025)
Читать новости на сайте КонсультантПлюс