-
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2025 N 43-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Роговой Лилии Геннадьевны"
Конституционный Суд установил, в каких случаях переписка с госорганами посредством сети "Интернет" не может быть признана клеветой, совершённой публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей
Часть вторая статьи 128.1 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает оценки переписки с органами публичной власти, должностными лицами и организациями, осуществляющими публично значимые функции, через официальные средства коммуникации с ними в сети "Интернет" (при которой использование данной сети является лишь способом направления обращения в письменной форме, не предполагающим доступности его содержания широкому (неопределенному) кругу лиц) в качестве публичного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, дающего основания для квалификации данного деяния по этой части названной статьи.
Конституционным Судом отмечено, что часть вторая статьи 128.1 УК РФ усиливает ответственность за клевету, совершенную публично, в том числе через сеть "Интернет". Соответственно, использование для совершения клеветы информационно-телекоммуникационных сетей является квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного указанной нормой, в тех случаях, когда у распространяющего сведения лица имеется осознанное намерение адресовать их именно таким образом или сделать доступными широкому (неопределенному) кругу лиц.
Если же органы публичной власти для информационного взаимодействия с гражданами обеспечивают возможность подачи им обращения через официальные интернет-сайты или иным аналогичным образом, то обязанность исключить доступ неопределенного круга лиц к таким обращениям возлагается на эти органы.
Конституционный Суд также неоднократно подчеркивал, что само по себе обращение в орган публичной власти – даже с учетом потенциально возможного риска причинения вреда правам и свободам лиц, с которыми связана содержащаяся в обращении информация, - не может рассматриваться как неправомерное распространение (разглашение) этой информации. Тем самым правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятные правовые последствия, тем более в форме уголовно ответственности. Однако выход за установленные федеральным законодателем рамки не исключает введения ограничений в этой сфере, связанных в том числе с привлечением к ответственности.
Кроме того, следует различать сообщение, содержащее порочащие сведения, направленное через информационно-телекоммуникационные сети осуществляющим публично значимые функции субъектам, когда такой способ коммуникации специально предназначен для официального персонифицированного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, от обращений к тем же субъектам посредством использования иных способов коммуникации, прямо не предназначенных для подачи конкретных обращений, когда сообщенные сведения изначально становятся доступными широкому (неопределенному) кругу лиц (блоги, форумы, каналы, интернет-страницы и т.п.).
Соответственно, прямо предусмотренная возможность направления гражданином обращения в органы публичной власти в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационных сетей как предполагающая переписку только с конкретным адресатом (даже если такой адресат не является единственным), обязанным сохранять конфиденциальность получаемых сведений, не обусловливает (не предполагает) квалификации такого обращения в качестве публичного распространения информации и не должна приводить к усилению уголовной ответственности за клевету.
-
Письмо ФНС России от 03.12.2025 N БС-4-11/10779@ "По вопросу порядка учета в целях налога на доходы физических лиц платежа, указанного в решении Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, при приобретении акций (долей)" (вместе с <Письмом> Минфина России от 27.11.2025 N 03-04-07/115514 <По вопросу налогообложения доходов физических лиц>)
Доведена позиция Минфина по вопросу учета для целей налогообложения НДФЛ платежа, указанного в решении Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, при приобретении акций (долей)
Согласно НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ к расходам по операциям с ценными бумагами относятся также расходы, не указанные в подпунктах 1 - 11 пункта 10 статьи 214.1 НК РФ, но непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами.
По мнению Минфина, если для заключения сделки по приобретению акций законодательством предусмотрен обязательный платеж в федеральный бюджет, то указанный платеж для целей налогообложения НДФЛ может быть отнесен к расходам, непосредственно связанным с операциями с ценными бумагами, учитываемым при исчислении налога.
-
<Информация> Минэкономразвития России "О среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" за ноябрь 2025 года"
Средняя цена на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках за ноябрь 2025 года составляет 44,87 долл. США за баррель
Минэкономразвития размещает информацию о средней за истекший месяц цене на нефть сорта "Юралс" в целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, - Кц.
-
Приказ Минобрнауки России от 12.11.2025 N 856 "Об утверждении Порядка формирования, сохранения, развития, изучения и использования национальной коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2025 N 84411)
Утвержден Порядок формирования, сохранения, развития, изучения и использования национальной коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов
Предусмотрено, что функции по формированию, сохранению, развитию, изучению и использованию национальной коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов осуществляются национальным центром генетических ресурсов.
Реализованы положения Федерального закона от 30 ноября 2024 г. N 428-ФЗ "О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире".
-
Приказ МВД России от 27.10.2025 N 839 "Об утверждении формы сертификата соответствия систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи требованиям к их функциональным свойствам" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2025 N 84421)
До 1 сентября 2026 года действует новая форма сертификата соответствия систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи требованиям к их функциональным свойствам
Форма утверждена в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.08.2025 N 1327 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969" и истечением срока действия аналогичного Приказа МВД России от 02.11.2024 N 670.
-
Приказ Минфина России от 30.09.2025 N 136н "Об утверждении порядка приостановления (отмены приостановления) осуществления операций на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, отзыва лимитов бюджетных обязательств с указанных лицевых счетов и направления информации в соответствии с Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, а также формы данной информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2025 N 84407)
Утверждены правила приостановления (отмены приостановления) операций на лицевых счетах, открытых в ТОФК главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, а также отзыва лимитов бюджетных обязательств с указанных лицевых счетов
Также приказ содержит форму предоставления информации в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии с Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496.
Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 15 мая 2023 г. N 68н.
Приказ вступает в силу с 1 января 2026 г.
|
НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс
|
|
|
- Обзор: "Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за сентябрь - октябрь 2025 года"
-
<Информация> Росздравнадзора "Вниманию заявителей государственной регистрации (внесения изменений в регистрационные досье) медицинских изделий!"
Разъяснено, как предоставить в Рособрнадзор фотографические изображения и эксплуатационную документацию медизделия для внесения в регистрационное досье нового варианта исполнения такого медизделия
Сообщается, что при представлении в Росздравнадзор комплекта документов для целей внесения в регистрационное досье нового варианта исполнения медицинского изделия необходимо представлять фотографические изображения всех вариантов исполнения медицинского изделия, а не только нового варианта, а также эксплуатационную документацию медицинского изделия с учетом информации о новом варианте исполнения.
В случае когда эксплуатационная документация представляется производителем в виде отдельных томов на каждый вариант исполнения, то помимо эксплуатационной документации на новый вариант исполнения медицинского изделия к представлению необходима эксплуатационная документация на все варианты исполнения медицинского изделия для формирования регистрирующим органом полноценной реестровой записи.
-
Приказ Росстандарта от 28.11.2025 N 2594 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Установлен новый перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстандарта от 13.02.2023 N 318.
-
Приказ Росархива от 28.11.2025 N 156 "Об утверждении Рекомендаций по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов"
Представлены Рекомендации по подготовке перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов
Документ определяет единые подходы в работе по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, с учетом современного этапа перехода на безбумажный документооборот.
-
Приказ Федеральной пробирной палаты от 25.11.2025 N 193н "Об утверждении Инструкции по опробованию, анализу, клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, нанесению двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, приему, хранению, выдаче ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, анализу материалов, содержащих драгоценные металлы, изготовлению пробирных реактивов и форм квитанций" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2025 N 84364)
С 1 марта 2026 года заработает Инструкция по опробованию, анализу, клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, нанесению на них двухмерного штрихового кода
Установлены формы квитанций на: опробование, анализ, клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на них; анализ материалов, содержащих драгоценные металлы; изготовление пробирных реактивов.
-
Приказ Минсельхоза России от 27.10.2025 N 697 "Об утверждении формы заявления о предоставлении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и формы заявления о внесении изменений в реестр разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2025 N 84369)
С 1 марта 2026 г. обновляются формы заявлений о предоставлении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и о внесении изменений в реестр разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов
Признаются утратившими силу Приказ Минсельхоза России от 18 ноября 2015 г. N 567 и Приказ Минсельхоза России от 15 октября 2020 г. N 610, которыми соответственно утверждены аналогичные формы.
Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс ('04.12.2025')
Читать новости на сайте КонсультантПлюс