- <Информация> Банка России от 29.05.2025 "Банк России меняет подходы к планированию проверок для участников рынка"
- Письмо ФНС России от 20.05.2025 N Д-4-17/17@ "Об отчетности по зарубежным счетам физических лиц - резидентов при изменении перечня стран автоообмена"
- Постановление Правительства РФ от 28.05.2025 N 744 "О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов"
С 1 июня по 30 ноября 2025 г. включительно продлевается временный запрет на вывоз из РФ отходов и лома драгоценных металлов, а также отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ
Указанный временный запрет распространяется на товары, классифицируемые кодами 7112, 8549 21 000 0 и 8549 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые из РФ с 1 июня 2025 г. и выпущенные до 1 июня 2025 г. в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, включая товары, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 и 116 ТК ЕАЭС, или с особенностями, установленными законодательством государств - членов ЕАЭС.
Запрет не распространяется на вывоз катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий отходов и лома драгоценных металлов (код 7112 ТН ВЭД ЕАЭС), вывозимых организациями, включенными в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972, в целях исполнения договорных (контрактных) обязательств. При этом масса 1 пробы составляет не более 500 граммов в одной товарной партии независимо от количества таких партий по внешнеторговому договору (контракту).
Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного дня после дня его официального опубликования.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.2025 N 24-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 151 и статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.Г. Байгускаровой и М.Г. Мухаметчина"
Конституционный Суд: на наследников лица, совершившего преступление, уголовное преследование которого прекращено в связи с его смертью, может быть возложена обязанность выплатить компенсацию морального вреда потерпевшим
Основным средством судебной защиты прав лиц, потерпевших от преступления, является предъявленный в уголовном деле гражданский иск о возмещении вреда, причиненного преступлением. Вместе с тем потерпевший вправе предъявить такой иск и в порядке гражданского судопроизводства. Данное право сохраняется за потерпевшим и в случае прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, включая смерть подозреваемого или обвиняемого.
Прекращение производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям не прекращает гражданско-правового деликтного обязательства возместить причиненный преступлением моральный вред. Сохраняются материально-правовые (гражданско-правовые) предпосылки для предъявления требований потерпевших к наследникам умершего, к которым переходит его имущество в порядке универсального правопреемства. Поскольку наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, они являются и лицами, несущими по закону имущественную ответственность за действия умершего подозреваемого или обвиняемого в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Конституционный Суд отметил, что возложение на наследника обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему преступлением наследодателя, направлено на реализацию конституционных гарантий прав лиц, пострадавших от преступных деяний, и тем самым призвано обеспечить им эффективную защиту достоинства личности. Кроме того, действующее законодательство не содержит прямого запрета на переход в порядке наследования к наследникам, принявшим наследство, обязанности компенсировать потерпевшему моральный вред, причиненный совершенным наследодателем преступлением.
Однако федеральный законодатель не лишен возможности допустить – в целях защиты интересов наследников причинителя вреда – применение к таким обращенным к ним требованиям положений о сроках исковой давности.
Таким образом, взаимосвязанные положения части 1 статьи 151, частей 1 и 2 статьи 1112 ГК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют включению в состав наследства лица, совершившего преступление (подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование которого прекращено по нереабилитирующим основаниям), и возложению на его наследников обязанности компенсировать моральный вред потерпевшему от этого преступления в пределах стоимости наследственного имущества вне зависимости от наличия на момент смерти причинителя вреда вступившего в силу судебного акта, обязывающего его выплатить соответствующую компенсацию.
Иной подход к решению указанного вопроса не только снижал бы уровень конституционно-правовой защищенности потерпевших от преступлений, но и создавал бы неоправданные препятствия для применения гарантий прав потерпевших, что не отвечало бы требованиям справедливости и не согласовывалось бы со статьями Конституции РФ.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2025 N 1 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий"
Пленум Верховного Суда РФ уточнил разъяснения о практике применения судами законодательства о мерах пресечения
В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 41 внесены, в частности, следующие дополнения:
- избрание меры пресечения в виде заключения под стражу возможно в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении лишь такого преступления, за которое ему с учетом санкции соответствующей нормы Особенной части и положений Общей части Уголовного кодекса РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы;
- в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, за которое ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы, мера пресечения в виде заключения под стражу избирается только в исключительных случаях и при условии, что им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда;
- отсутствие у подозреваемого или обвиняемого места жительства или места пребывания на территории РФ при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, не может являться единственным основанием, достаточным для его заключения под стражу;
- обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления средней тяжести без применения насилия или угрозы его применения могут заключить под стражу только в исключительных случаях, при условии что наряду с основаниями, предусмотренными статьей 97 УПК РФ, имеется одно из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Также Постановление N 41 дополнено разъяснениями об участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого решается вопрос об избрании меры пресечения или о ее продлении, об избрании залога в качестве меры пресечения, об избрании судом меры пресечения при возвращении уголовного дела прокурору и др.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2025 N 2 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Актуализированы отдельные постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам
Внесены изменения в постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания", от 27.06.2023 N 22 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих подсудность уголовного дела".
В частности, в Постановление N 11 внесено дополнение, согласно которому судам рекомендуется с учетом положений двусторонних и многосторонних международных договоров РФ, действующих в сфере консульских сношений (например, Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, Консульской конвенции между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 25 января 1994 года), в качестве дополнительной гарантии обеспечения прав и интересов осужденного к лишению свободы обсуждать вопрос о необходимости уведомить о рассмотрении материалов о его передаче для отбывания наказания в соответствующее государство консульское учреждение (консульский отдел посольства) этого государства.
- Постановление Правительства РФ от 28.05.2025 N 736 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок"
- <Письмо> ФНС России от 27.05.2025 N СД-4-3/5192@ "О порядке определения доходов при применении УСН"
ФНС сообщает о порядке определения доходов при применении УСН налогоплательщиками, оказывающими услуги по предоставлению мест для временного проживания
Отмечено в числе прочего, что при определении дохода в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ из доходов по итогам отчетного (налогового) периода исключается сумма туристического налога, подлежащая уплате за соответствующий период на налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Указанная позиция согласована с Минфином России.
- Приказ ФНС России от 23.05.2025 N СД-7-19/475@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@ (с изменениями)"
Обновлен порядок оказания услуги по бесплатному информированию с использованием единого телефонного номера Федеральной налоговой службы
В новой редакции изложено приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@.
Также, в частности, приведена схема обработки звонка от налогоплательщика единым контакт-центром ФНС России.
- Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 N 702 "Об утверждении Правил проверки соответствия пользователей государственной информационной системы, определенной в соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О персональных данных", требованиям, указанным в части 7 статьи 13.1 Федерального закона "О персональных данных"
С 1 сентября 2025 г. устанавливается порядок проверки соответствия граждан РФ и российских юридических лиц, являющихся пользователями или желающих стать пользователями государственной информационной системы, требованиям Федерального закона "О персональных данных"
Заявитель подает в уполномоченный орган запрос о проведении проверки соответствия, подписанный гражданином РФ, руководителем или уполномоченным представителем российского юридического лица. Запрос представляется непосредственно или с использованием почтовой связи в форме документа на бумажном носителе либо при наличии технической возможности - с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг.
Определены перечни сведений о заявителе, которые должны быть отражены в запросе, процедура рассмотрения поступившего запроса и прилагаемых к нему документов.
НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс - Приказ ФНС России от 19.05.2025 N СД-7-22/468@ "Об утверждении Порядка ведения и актуализации справочника крупнейших налогоплательщиков по юридическим лицам и справочника крупнейших налогоплательщиков по физическим лицам"
Утвержден порядок ведения и актуализации справочников крупнейших налогоплательщиков
Основная цель создания и ведения справочников крупнейших налогоплательщиков (юридических и физических лиц) заключается в концентрации контроля за наиболее значимыми субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими существенные поступления в бюджеты РФ.
Признаны утратившими силу приказы ФНС России от 19.02.2020 N ЕД-7-22/116@, а также от 14.04.2021 N ЕД-7-22/342@, предусматривающие порядки формирования и ведения аналогичных справочников.
- Приказ Минприроды России от 30.04.2025 N 244 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства молока и молочной продукции" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2025 N 82337)
С 1 сентября 2025 года устанавливается новый нормативный документ в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства молока и молочной продукции"
Утратит силу Приказ Минприроды России от 12.04.2019 N 236 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства напитков, молока и молочной продукции".
- Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2025 N 266 "Об утверждении перечня видов экономической деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2025 N 82331)
- Приказ Минстроя России от 13.12.2024 N 860/пр "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2025 N 82356)
Обновлен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору
Признается утратившим силу Приказ Минстроя России от 21 декабря 2021 г. N 979/пр, которым утвержден аналогичный перечень, с внесенными в него изменениями.
- Обзор: "Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март - апрель 2025 года"
- Обзор: "Какие важные изменения ждут юриста в июне 2025 года"
- <Информация> Минэкономразвития России "О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2025 года"
Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2025 года
В указанный период ставка пошлины на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (мазут, битум нефтяной, легкие и средние дистилляты, бензины товарные и др.), составит 0 долларов США.
Также сообщается, что за период с 15 апреля 2025 г. по 14 мая 2025 года средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" составила 384,6 долл. США за тонну.
- <Письмо> Минтруда России от 22.05.2025 N 14-6/10/В-8758 <О направлении Методических рекомендаций исполнительным органам субъектов Российской Федерации и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время>
Исполнительным органам субъектов РФ и работодателям направлены Методические рекомендации по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
Методические рекомендации содержат перечень работ, рекомендуемых для несовершеннолетних с учетом ограничений, установленных трудовым законодательством РФ, и перечень примерных должностных инструкций по отдельным работам.
Отмечено, что перечень рекомендуемых несовершеннолетним профессий и должностей носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство несовершеннолетних в других профессиях и должностях.
В указанный перечень включены, в частности, следующие профессии: оператор кол-центра; помощник кондитера; кухонный работник; гардеробщик; промоутер; курьер; тестировщик приложений; грумер, оператор чат-поддержки и др.
- Приказ Минобрнауки России от 18.04.2025 N 366 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2025 N 82351)
Утвержден обновленный Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре
Документ устанавливает порядок приема на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, объявляет прием на обучение при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим программам аспирантуры, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).
Настоящий приказ вступает в силу с 1 июня 2025 года и действует до 1 сентября 2029 года. Признаются утратившими силу Приказ Минобрнауки от 6 августа 2021 года N 721, регулирующий аналогичные правоотношения, и изменяющий его акт.
- Приказ Минздрава России от 14.04.2025 N 215н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2025 N 82352)
С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Утратит силу аналогичный Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2031 г.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (29.05.2025)
Читать новости на сайте КонсультантПлюс