- "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
Президиум Верховного Суда подготовил первый обзор судебной практики в 2025 году
В обзоре, в частности, обобщены правовые позиции по спорам, возникающим из договорных, наследственных, земельных, семейных, трудовых, пенсионных и социальных отношений.
Также рассмотрены процессуальные вопросы, приводится практика применения законодательства о юридических лицах, об энергоснабжении, о недрах, о налогах и сборах, таможенного законодательства, положений КоАП РФ, и прочее.
- Информационное сообщение Банка России от 25.04.2025 "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых"
Ключевая ставка Банка России оставлена на уровне 21,00% годовых
Сообщается, в частности, что Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий. В рамках базового сценария это предполагает среднюю ключевую ставку в диапазоне 19,5 - 21,5% годовых в 2025 году и 13,0 - 14,0% годовых в 2026 году.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 6 июня 2025 года.
- Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства
В обзоре определены правовые позиции по следующим вопросам: квалификация административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях; исчисление срока давности привлечения лиц к административной ответственности; расчет размера административного штрафа, в том числе с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; назначение наказания за нарушение антимонопольного законодательства с применением положений статей 4.1, 4.12, 4.4 КоАП РФ.
- Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
Обобщена судебная практика разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год
Определены следующие правовые позиции, в том числе:
понижение очередности требования кредитора в прекращенном деле о банкротстве не препятствует возбуждению нового дела о банкротстве на основании такого требования;
очередность удовлетворения требования о возврате финансирования не может быть понижена, если у кредитора отсутствует интерес в извлечении прибыли из деятельности общества;
при уступке кредитором требования по общему правилу передаются все иные связанные с ним требования как упомянутые в договоре уступки, так и не упомянутые в нем.
- Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 N 551 "Об утверждении Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям"
С 1 сентября 2025 г. применяется обновленный порядок проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
Настоящий порядок действует до 1 сентября 2031 г.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 24 мая 2012 г. N 506.
- Решение Совета директоров Банка России от 24.04.2025 "Об установлении надбавок к коэффициентам риска в отношении ипотечных кредитов (займов) и кредитов (займов), предоставленных на финансирование по договору участия в долевом строительстве"
- Решение Совета директоров Банка России от 24.04.2025 "Об установлении макропруденциальных лимитов в отношении отдельных видов потребительских и ипотечных кредитов (займов), а также числовых значений характеристик кредитов (займов), в зависимости от которых дифференцируются макропруденциальные лимиты"НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс
- <Письмо> ФНС России от 23.04.2025 N АБ-4-20/4130@ "О выдаче кассового чека"
ФНС даны разъяснения по вопросам о порядке выдачи кассовых чеков при расчетах
ФНС обращает внимание на то, что вопрос кассира к покупателю "Нужен вам кассовый чек или нет?" является некорректным.
Продавец обязан:
при предоставлении покупателем абонентского номера или адреса электронной почты выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и одновременно направить этот кассовый чек в электронной форме;
направить кассовый чек в электронной форме на предоставленный абонентский номер или адрес электронной почты и не выдавать кассовый чек на бумажном носителе, если покупатель проинформирует об этом продавца в любой форме.
Пользователь ККТ имеет возможность бесплатно предоставить покупателю кассовый чек в электронной форме с использованием в том числе личного кабинета покупателя в мобильном приложении продавца либо посредством различных мессенджеров.
При выдаче покупателю кассового чека с использованием информационного ресурса продавца пользователь ККТ не вправе не передавать сведения, идентифицирующие кассовый чек, на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем.
- <Письмо> ФНС России от 27.03.2025 N ШЮ-4-13/3277@ "О представлении сведений в порядке статьи 105.16-7 Налогового кодекса Российской Федерации"
ФНС подготовлены разъяснения в целях обеспечения корректного исполнения обязанности по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности МГК и финансовой отчетности участников МГК
Сообщается, в частности, что положения статьи 105.16-7 НК РФ, устанавливающие обязанность по представлению сведений из отчетности, применяются с 01.01.2024 и обратной силы не имеют.
Также разъясняются вопросы, касающиеся, в частности: определения понятия МГК; распространения обязанности по представлению сведений из отчетности на все МГК; проверки выполнения условия о нахождении более 50% активов МГК на территории РФ; представления сведений из локальной финансовой отчетности участников МГК; форматов представления сведений из отчетности МГК (участников МГК).
- Приказ Минсельхоза России от 26.03.2025 N 188 "Об утверждении Ветеринарных правил содержания сельскохозяйственной птицы в целях ее разведения и выращивания" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2025 N 81947)
Утверждены Ветеринарные правила содержания сельскохозяйственной птицы в целях ее разведения и выращивания
Ветеринарные правила устанавливают требования к условиям содержания птицы в целях ее разведения и выращивания, а также к осуществлению мероприятий по карантинированию птицы, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям птицы, содержащейся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями и учреждениями уголовно-исправительной системы, а также иными организациями и учреждениями, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в качестве юридического лица.
Признаются утратившими силу приказы Минсельхоза России от 3 апреля 2006 г. NN 103 и 104 "Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа" и "Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках)" соответственно.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
- Приказ Минздрава России от 19.03.2025 N 135н "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июля 2023 г. N 368н" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2025 N 81936)
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых Росздравнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий
Таким индикатором будет являться в числе прочего непоступление от разработчика или производителя (изготовителя) медицинского изделия, или уполномоченного ими представителя, или лица, осуществляющего ввоз медицинского изделия в РФ в целях его государственной регистрации, повторного заявления о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие, в течение 180 рабочих дней с даты принятия Росздравнадзором соответствующего решения об отказе во внесении изменений в регистрационное досье, или о возврате заявления о внесении изменений и документов, или о прекращении его дальнейшего рассмотрения, при условии наличия предложения к реализации такого медицинского изделия, в том числе дистанционным способом.
- <Письмо> ФНС России от 21.04.2025 N ШЮ-4-17/4062@ <О дополнении письма ФНС России от 17.01.2025 N Д-5-17/1ДСП@>
ФНС даны разъяснения по вопросам соблюдения требований валютного законодательства в случае выплат нерезидентам зарплаты в натуральной форме (включая организацию работодателем питания, проживания, медицинского обслуживания, оформление патентов для осуществления трудовой деятельности нерезидентов)
Сообщается, что выплаты в натуральной форме не подпадают под определение валютных операций, и, следовательно, такие выплаты не могут квалифицироваться как незаконные валютные операции.
Приведены примеры документального подтверждения осуществления выплат дохода в натуральной форме для случаев, когда такие выплаты входят или не входят в систему оплаты труда.
При этом отмечено, что отсутствие какого-либо из указанных доказательств само по себе не свидетельствует об осуществлении денежных выплат работодателем-резидентом в пользу работников-нерезидентов, минуя счета в уполномоченных банках, в наличной форме.
- "МР 3.5.0372-25. 3.5. Дезинфектология. Методические рекомендации по организации и проведению дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 03.04.2025)
Утверждены методические рекомендации МР 3.5.0372-25 по организации и проведению дезинфекционных мероприятий (дезинфекция, дезинсекция и дератизация) на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий
Настоящие методические рекомендации МР 3.5.0372-25 введены взамен аналогичных рекомендаций МР 3.5.0071-13, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 24.05.2013.
МР предназначены для специалистов органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), специалистов организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, работников объектов, задействованных и привлекаемых к подготовке и проведению массовых мероприятий, а также других заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Проект Федерального закона N 902781-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
Предлагается в системе обязательного страхования вкладов установить увеличенный размер возмещения по вкладам в валюте РФ, удостоверенным сберегательными сертификатами, - 2800000 рублей
Законопроектом предусмотрено положение, согласно которому по вкладам в валюте РФ, удостоверенным сберегательными сертификатами, условия которых не предусматривают право владельца на получение вклада по требованию, и внесенным на срок более трех лет, размер возмещения должен составлять 100% суммы вкладов в банке, но не более 2800000 рублей в совокупности по всем таким вкладам (согласно общему правилу размер возмещения составляет 1400000 рублей).
Суммы возмещения по указанным вкладам должны будут рассчитываться и выплачиваться отдельно от сумм возмещения по иным вкладам.
Одновременно вносятся уточнения в порядок возмещения по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы.
Предусмотренные законопроектом изменения направлены на привлечение в банковский сектор долгосрочных ресурсов, а также на повышение привлекательности сберегательных сертификатов для населения.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (25.04.2025)
Читать новости на сайте КонсультантПлюс